Как вы знаете, события великой рыцарской поэмы XIV века "Сэр Гавейн Зеленый Рыцарь" начинаются во время многодневного празднования Рождества и Нового года. Как-то король в Камелоте крепком Пировал с паладинами под Рождество. Беззаботное братство благородных бойцов, Славнейшие рыцари Круглого стола В Камелот приехали на придворные пиры — Испытанные, искусные в боях и турнирах. Пили пенное темное пиво, Ели сочное сладкое мясо. В разгар пира в зал входит удивительная, хтоническая фигура Зеленого Рыцаря на зеленом коне и с зеленой секирой и ветвью остролиста в руках и бросает вызов: любой из присутствующих, может взять секиру и беспрепятственно обрушить на Зеленого Рыцаря единственный удар, при условии, что пообещает спустя год и день дозволить Зеленому Рыцарю беспрепятственно нанести удар ответный. Один только племянник Артура, Гавейн, принимает вызов и наносит незнакомцу удар, снося его голову прочь - его мотив, как замечает Толкин, исполнен смирения: "ради того, чтобы оградить Артура, своего старшего родича от унижения и опасности, он готов подвергнуть риску себя самого, ничтожнейшего из рыцарей (по его собственным словам), утрата которого наиболее легко восполнима". Этим он запускает череду событий, которые продлятся весь следующий год. За такое время сэр Гавейн обретет достаточно сил и мужества, чтобы подставить теперь уже свою шею под секиру бессмертного зеленого рыцаря. За этот год он преобразуется морально, откажется от многих страстей и грехов, прежде сопровождавших его, и станет настоящим рыцарем. Произойдет это также на Рождество, в Зеленой часовне, заросшей плющом и скрытой в густом лесу. Через саму давно разрушенную часовню протекает бурный ручей, образ, отсылающий не столько к храмовой архитектуре, сколько к старым языческим капищам: За поляной какой-то крутой курган У обрывистого берега бурной реки. Он подъехал к воде — воет водопад. Спешился рыцарь у водопада, Коня привязал к узловатой липе. Крутой курган кругом обошел он, Пытаясь понять, что же это такое. С трех сторон только три темных входа Травой заросли, а внутри — пусто. Пещера ли то, расщелина ли в скале? Неужели Зеленая Часовня? Но отчего так темна? Многие исследователи видят в этой поэме вполне ясный христианский сюжет о моральном и духовном росте человека, преодолении своих пороков перед лицом неминуемой смерти, и несомненно, это так. Даже щит Гавейна, на котором изображена пентаграмма, символизирующая совершенство человека (или пять ран Христа), интерпретируется как стремление к чистоте и идеалу человека, и наставления, которые он получает от попутчиков и самого Зеленого Рыцаря, связаны в первую очередь с чистотой помыслов и благородством поступков. При этом, образы поэмы слишком ярко намекают на более древний слой смыслов: на посвящение в воинские союзы, преобразование человека из юноши в воина и демонстрация им нужных моральных качеств. Как пишет о поэме Джон Спейрс, отстаивающий взгляд на события Зеленого рыцаря как на отражение древнего ритуала, "миф не является ни записью исторических фактов, ни объяснением природы. Это устный коррелят ритуала, история, которую ритуал разыгрывает или когда-то разыгрывал". По его мнению, кажется вероятным, что автор поэмы сознательно имел в виду — возможно, сам был свидетелем — ритуал, история которого легла в его основу. Этот лежащий в основе ритуал и вера поэта в его ценность как мифа сделал Зеленого рыцаря настолько необычным и ценным произведением. Это объясняет и то, что череда событий была запущена во время воинского пира, на котором присутствовали все члены общества, в которое должен быть на равных принят еще молодой Гавейн, и особую дату этого события - начало отсчета нового года, и конечно же, саму фигуру Зеленого рыцаря, воплощающего неувядающие силы природы. Путешествующая с юным рыцарем лисица так же, согласно Проппу, выражает дух предка, помогающий герою преодолевать трудности. И конечно же, финальный удар, который наносит рыцарю великан оканчивается всего-лишь легкий порезом, из которого прольется несколько капель крови. Все эти образы во многом отсылают нас к присущей воинским сообществам и их культам традиции ритуальных испытаний и посвящений, отраженных в мифологии разных народов. На этой мысли я поздравляю вас с грядущими праздниками и предостерегаю от необычных игр с таинственными незнакомцами. =)